Село Хорлы расположено в 120 км от Херсона на полуострове в самой глубине Каркинитского залива. С материком полуостров соединен узким перешейком, по которому можно добраться до районного центра Каланчак, что в 27 км от Хорлов.
Полуостров, где находится поселок Хорлы, своими контурами напоминает уменьшенный в несколько раз Крым. По одной легенде своё название полуостров получил от турецких моряков, которые воскликнули: "Хорлы!" что значит "белый". Он показался им таким из-за сплошного ковра степной полыни на фоне голубой глади моря.
В сильные морозы мёртвыми становились все черноморские порты: замерзали Одесса, Херсон и Николаев. Иностранные корабли надолго застывали у причалов. Своему развитию Хорлы обязаны основательнице – баронессе Фальц-Фейн. Баронесса была высокообразованной женщиной. Она нашла тёплую бухту в глубине Каркинитского залива, возле Перекопа, всего в трёх милях от Преображенки. Горячий природный источник подогревал воду моря. И закипела тут торговая жизнь. Все русские порты замерзали зимой, а Хорлы круглый год принимал корабли под флагами Германии, Австрии, Италии, Греции. Со всей Европой шла торговля.
Населённый пункт Хорлы появился в 1897 году. Через шесть лет он получил статус порта, когда сюда пришел первый пароход. Всего тогда, в 1903 году в гавани стояло 6 пароходов. Вывозилось золотое руно, пшеница, битая птица, устрицы и другая морская продукция, всевозможные консервы, на которых стояла торговая марка Софьи Фальц-Фейн: золотая рыбка на велосипеде. Сто гектаров виноградников давали достаточно вина на продажу.
Порт Хорлы быстро превратился в цветущий город, который рос с каждым годом. Софью Богдановну называли местной Екатериной Великой. По внешности и по делам Софья Богдановна действительно была женщиной исключительной. Её таврическое царство было государством в государстве. Всё тут было своё собственное, все отрасли экономики и социальной жизни. Образцовое сельское хозяйство, промышленность, торговля, транспорт. Своя метеостанция, мельница и водонапорная башня. Хор и оркестр. И даже монетный двор, так как внутри имений куда выгодней было использовать собственные деньги.
В Хорлах родились ее пятеро детей. Один из них, Федор Фальц-Фейн, основатель всемирно известного заповедника Аскания-Нова. В Хорлах на ее средства построены больница, школа, церковь, гостиница, телеграф. Купив пароход, она организовала регулярное сообщение между Одессой и Скадовском.
В поселке баронесса построила не только производство, которое давало рабочие места, но и школу. Лучших учеников учила за свой счет в гимназии. Здесь были добротные дома и рестораны, стоял флот семейства Фальц-Фейн.
Баронесса Софья Богдановна Фальц-Фейн – гостеприимная хозяйка, умная и предприимчивая женщина, мать Фридриха Фальц-Фейна, бабушка Эдуарда Фальц-Фейна.
Софья Богдановна с утра до вечера до последних своих дней, даже, когда ей было за восемьдесят, работала в конторе порта Хорлы.
По своей собственной инициативе и на свои собственные средства благодарный внук – Э.А. Фальц-Фейн в порту Хорлы установил чудесный памятник своей знаменитой бабушке. А на её могиле была установлена мемориальная плита.
Газета "Гривна" несколько раз помещала на своих страницах материалы о плачевном состоянии могилы основательницы порта Хорлы Каланчакского района, известной просветительницы и мецената баронессы Софьи Богдановны Фальц-Фейн. Речь шла о том, что морской обрыв находится буквально в десяти метрах от её последнего приюта.
То в каком состоянии сейчас находится порт предлагаю посмотреть на фото
Код: Выделить всё
http://www.narodnapravda.com.ua/photos/46c81ca9399d9/
На данный момент центральный вход в порт закрыт, на калитке висит большой амбарный замок. Для того что бы попасть на его территорию пришлось идти обходными путями. Увиденное не порадовало глаз, полнейшее запустение. Главное здание сейчас так же закрыто и разглядеть что в нем находится представляется возможным только через грязные стекла. Когда-то в нем было кафе. Через стекло таки попыталась сфотографировать камин (получилось весьма плохо, в основном удавалось заснять собственное отражение, нежели содержание комнаты).
Складские портовые сооружения в ужасном состоянии – на многих сильным ветром снесло крышу, в тех зданиях где нет дверей, наш народ "любящий чистоту" сделал мусоросборище. Хотя сами сооружения стоят прочно, кладка сделана на века, только на одном из них появилась трещина. Надо отметить что сама территория порта все таки охраняется или делается вид – но в будке сидит охранник.
Несколько слов о зеленых насаждениях. На их состояние смотрела с профессиональной точки зрения. То что увидела – не привело в восторг, а скорее в обратное состояние, так как они превратились в сплошные дебри, и наверное в некоторых местах непролазные.
Хотелось бы посмотреть на то как бы оформлен мини-парк в те времена. И возникло желание, если бы был план теперешних насаждений, сделать проект реконструкции.
При написании использовались материалы сайтов
Код: Выделить всё
http://www.svit.ks.ua/index.php?c=shestak
Код: Выделить всё
http://www.krivoy-rog.com/index.php?option=com_marketplace&page=show_ad&catid=19&adid=2333&Itemid=0&PHPSESSID=9bc86706af22679a26c642baf108529a
Код: Выделить всё
http://www.grivna.ks.ua/arhiv/text.php?id=12574&PHPSESSID=e105679898a780cf6aa9d22437f0b2ef